НачалоTSK Laboratory. Home encyclopedia of music collections.Поиск
Steve Goodman

Steve Goodman

Гудмен Стив (25 июля 1948, Чикаго — 20 сентября 1984) — американский певец и гитарист. Был одним из наиболее интересных и не поддающихся классификации авторов-исполнителей США в 70-х и начале 80-х годов; его полные нестандарного юмора и язвительной сатиры песни-истории, в которых меткие наблюдения за бытом провинциальной Америки перемежались остроумными политическими ремарками, включали элементы фолк-рока, блюза, кантри и рок-н-ролла и были популярны, скорее, у коллег по жанру (многие из его песен принесли успех другим исполнителям), нежели у широких масс покупателей пластинок.

Его юность совпала с фолк-возрождением 60-х годов: школьником Стив увлеченно слушал пластинки звезд фолка и кантри, а также был завсегдатаем местных блюзовых клубов. В 1964 Гудмен поступил в Университет Чикаго, где изучал политологию, а на летних каникулах в 1967 отправился в Нью-Йорк и несколько месяцев пел на перекрестках, собирая в шляпу мелочь. Осенью он вернулся в Чикаго, перешел в колледж Лэйк-Форест и честно ходил на занятия еще два года, но летом 1969 окончательно порвал с наукой, чтобы целиком посвятить себя музыке. В этот период Стив регулярно выступал в местных фолк-клубах, часто вместе с близким ему по духу Джоном Прайном, и зарабатывал на жизнь, сочиняя рекламные джинглы для радио. В 1971 Гудмена впервые услышали Крис Кристоферсон и Пол Анка, которые помогли ему подписать контракт с “Buddah Records”. В конце того же года он выпустил свой одноименный дебютный альбом, который был записан в студиях Нэшвилла Крисом Кристоферсоном и Норбертом Патнэмом. Диск включал серию фолк-блюзовых номеров, часто стилизованных под манеру довоенных бродячих блюзменов: The I Don't Know Where I'm Going But I'm Going Nownere In A Hurry Blues, Rainbow Road и, прежде всего, самую известную его песню, City Of New Orleans, современную интерпретацию традиционного блюзового сюжета о путешествии бродяги на поезде через всю страну. Альбом заслужил много лестных оценок в рок-прессе, но был едва замечен слушателями и разошелся мизерным тиражом. Ситуация изменилась только через год, когда Арло Гатри добился успеха в списках с кавером City Of New Orleans (№ 18), а сам Гудмен с триумфом выступил на Кэмбриджском фолк-фестивале в Британии. Его второй альбом, “Somebody Else's Troubles”, который продюсировал знаменитый Ариф Мардин, вышел в конце 1973 и имел гораздо больший резонанс — в немалой степени благодаря тому, что дотошные журналисты быстро раскопали, что игравший в заглавной песне пианист Роберт Милквуд Томас (Robert Milkwood Thomas) не кто иной как Боб Дилан! Среди его песен выделялись The Ballad Of Penny Evans, история вьетнамских времен с антивоенной моралью, и The Chicken Cordon Blues, смешная сатира на тему всеобщего помешательства на макробиотической диете, а в числе участников записи были также Мария Малдаур и музыканты группы THE RASCALS.

В 1975 Гудмен перешел на Asylum, для которой записал альбом “Jesse's Jig & Other Favorites”, в котором традиционные баллады сменил более сложный музыкально материал. Следующая пластинка, “Words We Can Dance To” (1976), включала его ироничный политический комментарий Banana Republic, Death Of A Salesman — неожиданную песенную интерпретацию расхожего анекдота о разъездном коммивояжере, и бойкую кавер-версию хита Бобби Льюиса Tossin' And Turnin. Альбом “Say It In Private” (1978), который спродюсировал Джоэл Дорн, включал песню The 21st Century Is Almost Over: Гудмен спел ее втроем со своим приятелем Джоном Прайном и фолк-ветераном Питом Сигером. Позже она попала в репертуар Джонни Кэша.

Хотя в конце 70-х годов Гудмен оставался популярной в фолк-кругах фигурой, его следующие альбомы на “Asylum” “High And Outside” (1979) и “Hot Spot” (1980) были отмечены печатью кризиса и оказались явно слабее его ранних работ — поэтому в 1981 певец и компания расстались. Еще в 1976 Гудмен открыл собственную фирму “Red Pajamas Production”, для которой были спродюсированы все его пластинки, начиная с “Words We Can Dance To”, а в 1982 превратил ее в “Red Pajamas Records”.

С этим лэйблом вышли его альбомы “Artistic Hair” (1983), “Affordable Art” (1984) и “Santa Anna Winds” (1984), полные негромких, насмешливых, порой язвительно-горьких или ироничных песен-историй (второй из них, к примеру, включал A Dying Cub Fan's Last Request — необычную песенную биографию бейсбольного болельщика). К сожалению, последние годы жизни Стива Гудмена были отягощены борьбой с лейкемией, а 20 сентября 1984 он умер в одной из клиник Сиэттла. В 1985 его друзья и коллеги, среди которых были Арло Гатри, Джон Хартфорд, Ричи Хэйвенс, Джон Прайн, Бонни Рэйтт, Кен «Джетро» Бернз (из сатирического кантри-дуэта HOMER & JETHRO), с которым Гудмен гастролировал 11 лет, Дэвид Бромберг, NITTY GRITTY DIRT BAND и многие другие, устроили в Чикаго концерт его памяти, на котором пели преимущественно его песни. Концерт был записан и вышел как двойной альбом “A Tribute To Steve Goodman" в 1985. В том же году, на возрожденном после 16-летнего перерыва Ньюпортском фолк-фестивале Арло Гатри исполнил City Of New Orleans дуэтом с Джоан Баез. В разное время песни Стива Гудмена входили в репертуар Дэвида Аллана Коу и Джона Денвера, Джоан Баез, Бонни Колок и Джонни Кэша, а City Of New Orleans позже пели также Вилли Нелсон и Джуди Коллинз. “Mountain Records” в конце 80-х годов выпустила альбом “Gathering At Earl Of Old Town", а “Sequel” в 90-х годах переиздала в Британии все ранние записи певца. — Андрей Бурлака.

Дискография:

Студийный альбом:

Смотри также:

Web